Франция: экономика, география

Перелет частным самолетом на горнолыжные курорты Франции

Франция — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По объему промышленного производства она занимает четвертое место после США, Англии и бывшей ФРГ. Ее промышленность и сельское хозяйство очень разнообразны, как разнообразны природные условия страны.

На рудниках Франции добывают много железной руды и бокситов, уголь и калийные соли; на горных реках построены гидроэлектростанции.

На машиностроительных заводах умелыми руками французских рабочих создаются автомобили и локомотивы, станки и тракторы, моторы и различное оборудование; на верфях портовых городов строят суда. Химические предприятия производят кислоты, искусственное волокно, красители, пластмассы, медикаменты.

Издавна Франция славится парфюмерными изделиями. Текстильные фабрики выпускают ткани хлопчатобумажные и льняные, из синтетического и натурального шелка.

Во Франции возделываются почти все сельскохозяйственные культуры умеренного пояса; пшеница и ячмень, кукуруза и овес, сахарная свекла и картофель. Виноградники и сады есть почти во всех районах Франции. На солнечном побережье Средиземного моря созревают маслины, апельсины, лимоны и другие фрукты; здесь же разводят много цветов, особенно роз.

На севере страны расположен важнейший угольный бассейн Франции. Он дает почти половину добываемого в стране угля. Собственного угля Франции не хватает, зато железной руды так много, что значительная часть ее идет на экспорт. Главные залежи железной руды находятся на северо-востоке страны — в Лотарингии. Там сосредоточено и большинство металлургических заводов.

Франция — морская страна. У северных границ ее холодные, со свинцовым отливом волны плещутся у крутых берегов, вымывают мягкие известняковые породы и образуют скалы самой причудливой формы. Людям пришлось много потрудиться, чтобы создать удобные для морских судов порты. Самый крупный из них — Гавр — расположен в широком устье реки Сены. Мощная бетонная дамба защищает многочисленные причалы и доки от морской стихии. В дамбе оставлены лишь «ворота», через них юркие буксиры тянут на длинных канатах океанские корабли в порт. Суда под флагами различных стран привозят в Гаврский порт тюки хлопка и шерсти, мешки кофе и риса, каучук, красное дерево для изготовления дорогой мебели, пряности и другие товары.

  Лоукостер Wizz Air открыл 2 новые базы и нарастил штат

Гавр — первый французский порт по пассажирским перевозкам и второй, после Марселя, по перевозкам грузов. С деятельностью этого порта тесно связана жизнь города. Жители Гавра обслуживают гостей прибывающих на судах. В Гавре работают судоверфи, заводы и фабрики, перерабатывающие нефть и различное сырье, привозимое в порт. Местная промышленность не в состоянии переработать все импортное сырье, поэтому Гавр — крупный перевалочный пункт. Хлопок и шерсть, например почти целиком направляются в северо-восточные центры текстильного производства — в города Лилль, Рубе, Туркуэн и в Эльзас. Основная масса морских грузов, предназначенных для Парижа, минует Гавр, следуя водным путем вверх по Сене.

Русло Сены пролегает по Северо-Французской низменности. Вокруг поля пшеницы, сочные зеленые пастбища, сады со стройными шеренгами яблонь. Это — Нормандия, одна из древнейших провинций, на которые раньше делилось французское государство. Теперь Франция делится на департаменты, по нескольку на каждую из бывших провинций. Нормандия славится производством масла и сыров, а из яблок местные крестьяне приготовляют сидр — напиток, известный даже за пределами страны.

Столица Франции Париж — огромный, многоликий город. Население Парижа вместе с пригородами достигает 7 млн. человек.

Париж возник 2000 лет назад из небольшого поселка Лютеции на острове Сите, посредине Сены. Теперь на этом острове находится знаменитый собор Парижской богоматери. Его огромные башни отражаются в водах реки. Площадь перед собором считается географическим центром французской столицы. На левом берегу Сены Расположен один из самых старых районов города — Латинский квартал. Он известен как крупнейший во Франции центр учебных заведений. В древнем парижском университете — Сорбонне — более 60 тыс. студентов, т. е. Четверть всех учащихся во Французских ВУЗах.

По соседству с Латинским кварталом старинный особняк «Отель Матиньон» — резиденция главы французского правительства. Здесь же, в левобережной части города, заседают и члены обеих палат французского парламента: сенаторы — в Люксембургском, а депутаты Национального собрания — в Бурбонском дворце. На правом берегу Сены расположены деловые и торговые кварталы. Здесь же находится всемирно известный дворец Лувр. В нем хранится множество произведений изобразительного искусства, например картина Леонардо да Винчи «Джаконда».

  На горнолыжные курорты Франции частным самолетом или вертолетом

Правобережный Париж украшен великолепным архитектурным ансамблем — площадью Согласия. В западной части Парижа находится знаменитая Эйфелева башня и Триумфальная арка, Эйфелева башня построена в 1889 году как символ международной выставки, она с удивительной легкостью вздымается на 300 с лишним метров 7 тыс. т. металлических конструкций, словно сплетенных в удивительное кружево. Сейчас Эйфелева башня не только украшение Парижа, но и лучшая телевизионная вышка в Европе. Триумфальная арка расположена на площади Звезды, от которой, как лучи, расходятся 12 улиц. Западные кварталы Парижа застроены благоустроенными кварталами и роскошными особняками. Здесь много зелени. Один Булонский лес — чудесный парк на западной окраине города — занимеет более 8 км2. Восточные кварталы города заселены трудовым людом.

На фабриках и заводах Парижа и его пригородов занято 13 тыс. рабочих. Здесь производится 70% всех французских автомобилей, 90% авиамоторов, более 70% тракторов в районе столицы находятся многочисленные химические заводы, предприятия, производящие станки, электрооборудование и различные приборы. Швейные фабрики и ателье создали Париж как законодатель моды.

Париж — не только промышленный, но и транспортный центр страны. К столице со всех концов страны сходится 11 главных железнодорожных магистралей и свыше полутора десятков важных шоссейных дорог. Железным дорогам во Франции трудно соперничать с автомобильным транспортом. Протяженность основных железнодорожных линий в стране немногим более 45 тыс. км., а густая сеть шоссейных дорог, покрытых бетоном или асфальтом, достигла уже 500 тыс. км. Воздушные “ворота” Парижа — аэропорты Орли и Бурже — ежегодно пропускают свыше 3 млн. пассажиров и большое количество грузов.

Париж — торговый центр Франции. Каждый десятый житель столицы занят в торговле. Помимо больших универсальных магазинов и множества мелких лавок, в городе десятки рынков. Самый крупный из них — Центральный рынок.

К югу от Парижа лежит плоскогорье Центрального массива. Это самый обширный район страны. Южные склоны гор почти сплошь покрыты виноградником. Под виноградники занято в стране около 1,5 млн. га; виноградство — одна из главных отраслей французского земледелия. В производстве вина Франция занимает второе место в мире после Италии.

  Горнолыжный туризм во Франции

На востоке Центрального массива при слиянии р. Сены с другой крупной рекой юго-восточной Франции — Роной, расположен г. Лион — второй после Парижа транспортный узел, промышленный и культурный центр. В Лионе и его пригородах 700 тыс. жителей. Город издавна славится производством шелка. В Лионском музее, единственном в своем роде, собраны образцы более 400 тыс. шелковых изделий. В лионском районе построено немало предприятий новых отраслей промышленности — химической, кинематографической, автомобилестроительной. Большое значение имеют также заводы, изготовляющие станки и машины для текстильной промышленности. С Лионом тесно связан, расположенный недалеко от него г. Сент-Этьенн. В этом городе более 200 тыс. жителей. Он окружен со всех сторон шахтами Луарского угольного бассейна. На базе дешевого топлива в городе давно развилась металлургия, а затем появились металлообрабатывающие и оружейные заводы. Русло Роны перекрыто несколькими плотинами гидроэлектростанций. Энергия Ронского каскада приводит в движение моторы на заводах и фабриках многих городов юго-восточной Франции. Широко применяют ее и для выплавки алюминия. Сырье для этого — бокситы — добываются в южной провинции Прованс.

На крайнем востоке Средиземноморского побережья Франции между горами, покрытыми вечно зеленой растительностью и нежно-голубым морем зажата неширокая полоска земли — Лазурный берег. Красота пейзажей и субтропический климат создали городам этого уголка Франции славу первоклассных курортов (такие как всем известные Ниццу и Канны).

Французские ученые внесли большой вклад в мировую науку. Естествоиспытатели Ж. Ламарк и Ж. Кювье создали эволюционную теорию, заложившую основу дарвинизма. Микробиолог Л. Пастер разработал методы предохранительных прививок против различных заразных болезней. В сокровенные тайны природы проникли физики Беккерель, П. Кюри, М. Складовская-Кюри, П. Ланжевен, супруги Жолио-Кюри исследовавшие радиоактивность химических элементов. Их открытия безгранично расширили власть человека над силами природы.